• Предотвратить аутизм: роль раннего вмешательства


    Существует множество доступных способов раннего вмешательства и
    терапии аутизма, но лишь некоторые из них имеют научное обоснование. [Читать далее…]

  • То, как вы говорите с младенцем, влияет на развитие его социальных навыков


    Когда ребенок совсем мал, родители следят, чтобы он был сытым,
    чистым и достаточно спал. Но оказывается, уже в этом возрасте можно развивать
    навыки общения. Многочисленные исследования показывают, что социальные навыки
    не даются человеку с рождения, а приобретаются, и существенный вклад в их
    развитие вносит среда, в которой растет маленький человек. Важнейшую роль в
    формировании способности понимать других людей играют слова, которые слышит
    малыш, даже если сам он пока способен только на лепет.

    Психологи из Университета Йорка провели исследование, в
    котором приняли участие 20 матерей и их дети в возрасте 10, 12, 16 и 20
    месяцев. Ученые запротоколировали язык, который матери использовали, играя с
    детьми. Особое внимание было уделено описанию мыслей, вызванных уже совершенным
    действием. Первый автор исследования, преподаватель университета Элизабет Кирк,
    первый автор
    исследования, приводит такой пример: если ребенок не
    может открыть дверь, его мама может сказать, что малыш «огорчен».

    Когда этим детям исполнилось 5-6 лет, ученые оценили их
    социо-когнитивные способности. Детям прочитали рассказ и задали вопросы, ответы
    на которые требовали понимания социальной ситуации, такой как убеждение, шутка,
    непонимание, ложь во спасение или обман. Оказалось, что чем больше родители
    комментировали мысли, разговаривая с младенцем, тем лучше ребенок 5-6 лет
    проходил этот тест. Авторы исследования полагают, что от способности родителей
    настроиться на мысли и чувства ребенка зависит развитие его социальных навыков,
    в частности, то, как он научится понимать других людей.

    Другое исследование, посвященное десятимесячным детям,
    показывает, как социальные навыки младенцев этого возраста связаны с изучением
    второго языка. Ученые из Университета Вашингтона изучали такой вид раннего
    социального поведения как слежение взглядом (визуальное прослеживание за
    предметом или человеком). Оказалось, что у детей, которые больше следят за
    взрослым, который говорит на иностранном языке, активнее развивается мозг. По
    словам одного из авторов работы, Патриции Кул, исследование доказывает, что
    социальные навыки младенцев «взламывают код» нового языка. Более ранние
    исследования ученых института показали, что визуальное прослеживание у младенца
    – это строительный блок для развития социальных навыков в дошкольном
    возрасте.

     

     

    Источник: The Washington Post

    Литература:

    • Kirk, E., Pine, K., Wheatley, L., Howlett, N., Schulz, J. and
      Fletcher, B. (2015), A longitudinal investigation of the relationship between
      maternal mind-mindedness and theory of mind. British Journal of Developmental
      Psychology. doi: 10.1111/bjdp.12104

    • Conboy B.T., Brooks R., Meltzoff A.N., Kuhl P.K. (2015)
      Social Interaction in Infants’ Learning of Second-Language Phonetics: An
      Exploration of Brain–Behavior Relations. Developmental Neuropsychology Vol. 40,
      Iss. 4, 2015

    Источник: http://psypress.ru/articles/

  • Читайте с удовольствием, это помогает развивать социальные отношения

    Если вы не можете оторваться от интересной книги, это
    повышает вашу способность взаимодействовать с другими людьми и увеличивает
    эмпатию. К такому выводу пришли авторы исследования, проведенного британским
    Агентством чтения.
    Оказалось, что чтение с удовольствием помогает получать удовольствие и от
    социального взаимодействия. Детям чтение помогает развивать способность
    понимать эмоции. Ученые отмечают, что в целом чтение связано с удовольствием,
    отдыхом и эскапизмом.

    Исследование, в котором приняли участие 4000 взрослых
    британцев, показало, что люди, которые регулярно читают для собственного
    удовольствия, реже испытывают стресс или депрессию, имеют более высокую
    самооценку, легче преодолевают трудности и лучше спят.

    Ученые ссылаются на результаты другого исследования,
    проведенного в Германии. Дети в возрасте от семи до девяти лет приходили после
    школы на литературные занятия, где читали и обсуждали детские книги с
    эмоциональным содержанием. Было обнаружено, что эти занятия привели к
    увеличению словарного запаса, знаний и понимания эмоционально окрашенных
    ситуаций. Установлено, что занятия развили способность распознавать
    замаскированные чувства, причем больше помогли мальчикам, чем девочкам.
    Исследователи заключили, что чтение тесно связано с пониманием собственной
    идентичности и помогает понять точку зрения другого.

    Источник:
    BBC

    Источник: http://psypress.ru/articles/

  • Лето учителя: как отдохнуть от стресса


    В самом разгаре каникулы у школьников, но
    многие учителя и в отпуске продолжают переживать, вспоминая последнюю учебную
    четверть. Некоторые чувствуют истощение. У кого-то вызывает тревогу новый
    учебный год. Джуди
    Виллис, невролог, в прошлом классный руководитель в школе предлагает
    несколько простых советов, помогающих настроиться на хорошее и пополнить запас
    жизненных сил, чтобы ждать нового учебного года не с тревогой, а с
    предвкушением успеха.

    Многие учителя чувствуют ответственность за проблемное
    поведение учеников, переживают, что не смогли глубоко охватить все необходимые
    темы и не нашли подход ко всем ученикам. Если это о вас, то вы не одиноки.
    Талантливых и преданных своему делу педагогов, которых угнетает возрастающие
    требования и уменьшающиеся ресурсы, становится все больше и больше. Учителя,
    которые сомневаются в своей способности справляться со всеми возлагаемыми на
    них задачами, часто стараются соответствовать самым высоким стандартам. Пусть
    неуверенность в своих силах не мешает вам настроиться на лучшее, она вовсе не
    означает, что вы плохой учитель.

    Сначала немного теории о нашем мозге: все воспоминания
    хранятся с помощью нейронов, которые образуют связи друг с другом, благодаря
    этому мы держим в голове мысли и идеи. Пластичность нервной системы позволяет
    мозгу менять свою работу, усиливая воспоминания и эмоции, которые мы часто
    испытываем. Нейроны проводят по своим отросткам – аксонам и дендритам –
    электрические импульсы. Пластичность нервной системы – это ответ мозга на
    собственную электрическую активность. Чем больше активность сети нейронов, тем
    более мощные и быстрые соединения между нейронами образуются. Не зря говорят,
    что повторение – мать учения. Именно благодаря нейропластичности мы можем
    осваивать новые навыки. Но нейропластичность влияет еще и на эмоции.


    В условиях частого стресса и постоянных переживаний и
    разочарований мозг привыкает легко переходить в стрессовый режим.  Если вы
    неоднократно испытывали чувство неудачи в классе, мозг создал связи между
    нейронами, погружающие вас в стресс. Но вы можете «перезагрузить» ваш мозг и
    укрепить межнейронные связи, поддерживающие вас в уверенном и оптимистичном
    состоянии. Главное оружие для этого в вашем мозге уже есть, это вещество под
    названием дофамин.

    Если вы достигли цели и почувствовали удовлетворение – это
    значит, у вас увеличился уровень дофамина. Благодаря ему вы чувствуете
    удовольствие и мотивированность. Поставьте достижимые цели, и вы дадите себе
    возможность почувствовать удовлетворение. Планируйте мероприятия, быстро
    приносящие результат. Так вы укрепите нейронные связи, настраивающие вас на
    позитив. Сейчас не время бросать себе вызов и браться за то, что кажется
    важным, но не вызывает энтузиазма, как, например, диета. Лучше возьмитесь за
    любимые дела, которые создадут у вас чувство достижения. Сажайте цветы,
    займитесь лепкой из глины или кулинарией, танцами или боевыми искусствами.
    Когда вы добьетесь успеха в новом деле, дофаминовый ответ заставит вас
    почувствовать удовлетворение. Новые усилия, которые приводят к вознаграждению,
    будут способствовать развитию новых нейронных сетей, благодаря которым вы
    будете ждать положительных результатов. Каждый раз, когда вы достигаете цели,
    усиливаются нейронные связи, настраивающие вас на позитивный лад, который
    останется с вами и когда вы вернетесь в класс.

    Источник:

    • Willis J. Science of stress: how neuroscience can help teachers
      switch off this summer // The guardian. Sunday 2 August 2015 07.00
      BST

    Фото:
    http://www.radteach.com/

    Источник: http://psypress.ru/articles/

  • E-learning в школе: что требует электронное обучение от участников образовательного процесса

    Элементы е-learning, или электронного обучения, давно стали
    частью образовательного процесса. Ученики ищут нужную информацию в интернете,
    используют электронные учебные материалы, многие дистанционно взаимодействуют с
    преподавателем и участвуют в онлайн-курсах и вебинарах. В
    исследовании международной группы ученых под руководством
    профессора Конга показано, что активное внедрение электронного обучения в
    школе позволяет ученикам получить знания и навыки, необходимые человеку в
    современном мире. Но внедрение новых технологий потребует значительных усилий и
    от учителей, и от исследовательского сообщества, и от государства и
    общества.

    Чему учат в школе?

    Платформы для электронного обучения позволяют организовать
    индивидуальную или групповую работу школьников. С помощью мобильных устройств
    ученики могут учиться и в классе, и за его пределами. Они могут искать,
    классифицировать и распространять информацию, полученную из разных источников.
    Электронные технологии предоставляют доступ к огромному количеству информации.
    Но чтобы им воспользоваться, современные ученики должны иметь навыки
    исследовательской работы и критического мышления. Они должны уметь искать и
    выбирать подходящую информацию из разных доступных источников. Кроме того,
    нужно уметь кооперироваться с другими учениками, чтобы выполнять совместные
    задания. Все эти навыки понадобятся детям во взрослой жизни. Кроме того,
    ученикам нужно получить знания в конкретной предметной области, а учителю важно
    предоставлять ученикам обратную связь о ходе обучения и оценивать его
    результаты. Профессор Конг и его соавторы полагают, что современные навыки
    получения информации важны для ученика так же, как и предметные знания, а
    значит, им тоже должны учить в школах.

    На фото: ученики младших классов московской школы
    (источник)

    Три кита электронного обучения

    Авторы исследования полагают, что в ближайшие 10 лет
    образовательные учреждения всего мира будут готовы к появлению классов,
    оборудованных для полноценного использования новых технологий, и это позволит
    ученикам ежедневно развивать навыки работы с информацией. При этом изменятся не
    только процедуры обучения, но и само образовательное пространство.

    Во-первых, электронное обучение позволяет учиться за
    пределами класса. Это позволит уменьшить разрыв между образовательной средой и
    социальным окружением ребенка. Цифровые устройства и образовательная платформа
    позволяют сделать процесс обучения непрерывным. С их помощью получение знаний
    будет начинаться в школе под руководством учителя и будет продолжаться за ее
    пределами. Эту часть своего обучения ученик планирует и претворяет в жизнь
    самостоятельно.

    Во-вторых, часть заданий школьнику придется выполнять вместе
    с другими учениками. Но и в этом случает можно будет оценить его личный вклад и
    персональные результаты обучения. По мнению авторов исследования, баланс между
    индивидуальной и коллективной составляющими обучения помогут выявить личные
    достижения каждого ученика, а это увеличит его мотивацию.

    В-третьих, использование современных технологий позволит
    учителю своевременно отмечать успехи и отслеживать возможные ошибки учеников.
    Причем отслеживать динамику обучения можно в режиме реального времени, тем
    самым меняя ход обучения и подстраивая его под нужды ученика. Ученые полагают,
    что такое непрерывное отслеживание результатов дает больше, чем традиционное
    проставление оценок на определенных этапах учебного процесса.

    Электронное образование для школьника: вызов
    взрослым

    Как сделать так, чтобы школьники могли воспользоваться
    преимуществами современных цифровых технологий? Для этого требуются
    объединенные усилия образовательного и научного сообществ. Помимо технической
    оснащенности классов школам нужны образовательные платформы, позволяющие
    стереть грань между формальным и внеклассным обучением, новая организация
    образовательного процесса, в центре которого – ученик, новые учебные программы,
    составленные так, чтобы от ученика требовались навыки использования информации,
    новые образовательные методики, позволяющие вовлекать учеников в интерактивный
    учебный процесс.

    Для отслеживания результатов работы школьников учителям
    понадобятся методики сбора и обработки большого объема данных. Но, как отмечают
    ученые, пока системы оценки работы учеников не всегда позволяют учителю
    своевременно понять, с чем у ученика возникли проблемы. Кроме того, учителям
    предстоит оценивать полученные предметные знания и навыки поиска информации.
    Каким должен быть механизм оценки этих навыков? Как с помощью технических
    возможностей организовать и облегчить труд учителя? Это задача для
    исследователей и разработчиков школьных образовательных платформ.

    Наконец, использование электронного обучения в школах
    невозможно без участия тех, от кого зависит его интеграция в существующую
    образовательную систему. Это, несомненно, учителя, директора школ и
    руководители системы образования. Кроме того, немаловажную роль играет научное
    сообщество и родители школьников. По мнению профессора Конга и его коллег,
    совместные действия всех заинтересованных групп позволят школам постепенно
    перейти к новой системе образования. 

    Литература:

    • Kong, S.C., Chan, T., Griffin, P., Hoppe, U., Huang, R.,
      Kinshuk, , Looi, C., Milrad, M., Norris, C.A., Nussbaum, M., Sharples, M., So,
      W.M.W., Soloway, E., Yu, S.: E-learning in School Education in the Coming 10
      Years for Developing 21st Century Skills: Critical Research Issues and Policy
      Implications.; Educational Technology & Society (2014) 70-78

    Источник: http://psypress.ru/articles/