• «Все ваши мысли – правильные». Интервью с психологом Евгением Морозовым

    В гостях у редакции Портала психологических новостей
    psypress.ru – Евгений Морозов, психолог, бизнес-тренер, коуч и
    игропрактик, ведущий трансформационных психологических игр. [Читать далее…]

  • Анонимный учитель: «Школьные каникулы слишком длинные»

    «Анонимный учитель» — это
    блог на сайте британской газеты «Гардиан» (The Guardian),
    в котором педагоги могут, не указывая свое имя, рассказать о своей работе. Один
    из «анонимных учителей» считает, что длинные летние каникулы не идут детям на
    пользу.

    Позвольте мне объяснить.

    Я беспокоюсь не о плохой успеваемости учащихся или
    квалификации сотрудников, и я знаю, что идея сократить каникулы разъярит
    профсоюзы и заставит многих учителей подумать о смене деятельности. Но я хочу
    уменьшить время отдыха ради благополучия моих учеников.

    Я директор в школе, где 100% детей имеют право на
    дополнительное финансирование для социально незащищенных. Многие из них боятся
    длинных летних каникул, потому что на это время внезапно исчезает безопасная
    для них среда и привычный ритм жизни. Кроме того, что у детей происходит откат
    в учебе, они теряют чувство собственного достоинства, которое дает им школа.
    Школьные работники не только обеспечивают безопасность и возможность учиться,
    но и дают возможность позавтракать и постирать одежду после нескольких недель
    постоянной носки. У нас есть достаточный запас геля для душа, дезодорантов,
    шампуня, зубной пасты, расчесок и щеток. Но что важнее, у нас есть команда
    профессионалов, которые подменяют и родителей, и социальные службы.

    Больше всего в нас нуждаются такие ученики, как Питер, 11
    лет. Он пользовался нашим гелем для душа каждую неделю и был рад, что мы можем
    постирать его одежду, потому что его мать не всегда может себе позволить оплату
    коммунальных услуг. Или Том, 6 лет, долгое время проводил в одиночестве из-за
    сложностей в отношениях с родителями. И Марк, у которого проблемы с психическим
    здоровьем, и только в школе он получает необходимую помощь.

    Многие скажут, что благополучие ребенка – это не забота
    учителя. В какой-то степени это так, а в идеальном мире от учителя это и не
    требуется. Но когда социальные службы перегружены из-за недостатка
    финансирования, кто-то должен выполнять их работу. Школы должны делать все, что
    можно, чтобы дети не потерялись в системе. И лучше сократить время отдыха, если
    это поможет ученикам вернуться в школу целыми, невредимыми и готовыми
    учиться.

    Кто-то скажет, что дети не хотят, чтобы им сократили
    каникулы. Но говоря откровенно, большинство молодых людей скучает, когда летний
    отдых так затягивается. Дети часто говорят мне, что им нечего делать в течение
    всех шестинедельных каникул, и это заканчивается проблемами. Больше того, если
    бы у нас были эти дополнительные учебные недели, учебный семестр можно было бы
    начать с увлекательного обучения, выходящего за рамки учебного плана. Можно
    организовать своего рода летний лагерь, где молодые люди смогут осваивать
    полезные навыки. Естественно, если учителя будут больше времени проводить в
    школе, это должно оплачиваться.

    Пожалуй самый серьезный аргумент против сокращения каникул –
    это нагрузка на учителей, которая в наше время стала больше, чем когда-либо.
    Возможно, вам покажется глупостью, что меньшие каникулы могут не означать
    больше работы. Но решение состоит в том, чтобы сделать работу более управляемой
    в течение года, сократив менее важные задачи. Таким образом, мы не будем так
    отчаянно нуждаться в каникулах. Если у детей не будет отката после долгого
    перерыва, мы с большей вероятностью поможем им успешно учиться, а в будущем это
    снизит нашу нагрузку.

    Сейчас многие школы временно заменяют социальные службы,
    отчаянно пытаясь заполнить пробелы, оставленные без внимания обществом, не
    защищающим бедных и уязвимых. Мои сотрудники пришли к выводу, что для того,
    чтобы наши ученики успешно учились, мы должны уделить им очень много внимания,
    особенно летом. Мир вокруг нас меняется, и возможно, должна измениться и
    роль учителя. К сожалению, я считаю, что некоторые механизмы нашего общества
    сломаны, и в наше время школы играют решающую роль в обеспечении безопасности
    молодых людей. В конце концов, большинство из нас выбрали профессию учителя,
    чтобы изменять жизни. Мы не должны забывать про нашу обязанность учить детей, и
    нам надо всегда стремиться к высоким академическим стандартам. Но дети могут
    учиться, только если они чувствуют себя в безопасности. И чтобы ее обеспечить,
    я с радостью сокращу мой отпуск.

    Источник:
    The Guardian

    Источник: http://psypress.ru/articles/

  • Нравственность, поведение и нейробиология


    В
    1888 швейцарский врач Леонора Велт наблюдала пациентов с повреждениями
    фронтальной коры, в характере которых произошли заметные изменения: при
    сохранном интеллекте их поведение стало инфантильным или агрессивным. [Читать далее…]

  • Поможет ли музыка при эпилепсии?


    Ученые обнаружили, что мозг человека, страдающего от эпилепсии,
    реагирует на музыку не так, как мозг человека без этого заболевания. [Читать далее…]

  • Образование традиционное и дистанционное: от антагонизма к кооперации


    Впервые
    за довольно долгое время своего существования дистанционное обучение может
    действительно стать основной формой получения высшего образования для большей
    части студентов. Не для всех: действительно элитарное обучение останется вполне
    традиционным, его даже иногда сравнивают со школами античных философов. Будет
    ли оно именно таким, не так важно. Главное, что массовое высшее образование
    таким быть не может просто потому, что расходы на студента слишком высоки и
    существенно сократить их невозможно. А сокращать их будут.

    Традиционное образование имеет массу недостатков. Но одно
    бесспорно: оно позволяло и позволяет обществу поддерживать передачу знаний от
    поколения к поколению. Причем и сегодня, и завтра, как бы много ни говорилось о
    беспрецедентных отличиях новых поколений (Y и Z) от своих предшественников.

    Есть масса ситуаций, где дистанционное обучение точно
    работает. Например, при погружении новых сотрудников в среду предприятия или
    когда видеоинструкция оказывается удобнее инструкции бумажной, или когда для
    усвоения материала желательно видеть реальное поведение человека. Этот ряд
    нетрудно продолжить, но все эти случаи объединяет общая черта — передаваемые
    знания намного проще, чем подавляющее большинство вузовских дисциплин. То же,
    кстати, относится и к столь популярным сейчас массовым открытым онлайн-курсам
    (MOOC), где любой желающий может зарегистрироваться и пройти курсы бесплатно
    или за совершенно символические деньги. Но как быть с настоящим высшим
    образованием? Можно ли его получить дистанционно? Сомнения остаются, даже если
    сузить задачу образования до усвоения знаний, исключив социализацию в научной
    среде, эмоциональную связь с преподавателем и т.п.

    Бензина в огонь подливают и восторженные апологеты новой
    формы обучения, которые принимают за аксиому, что чем больше информационных
    технологий, тем лучше. И, напротив, полностью игнорируют ценность педагогики и
    методических наработок традиционного образования. Вдобавок, они, как правило,
    сами не имеют значительного преподавательского опыта. Все это отталкивает
    настоящих представителей от новых технологий, которые кажутся им верной дорогой
    к деградации. В итоге, академическая среда впадает в крайность, отторгая и
    возможность придать образовательным продуктам вузов более современную форму,
    отвечающую особенностям поколений эпохи Интернета и запросам общества. Так,
    взаимная непримиримость и полное отрицание ценности чужого подхода не позволяет
    увидеть интересную возможность совместить сильные стороны обоих подходов.

    Принципиально этому ничего не мешает. Страшны ведь не сами
    технологии, а пренебрежение к качественному учебному контенту, т.е. к
    информационному наполнению системы дистанционного обучения. Какую длительность
    должен иметь курс? Из каких частей состоять? Сколько времени понадобится
    при  работе с ним на усвоение теории (как правило, в результате просмотра
    видеозаписей лекций)? Каким должен быть темп передачи знаний? Как он связан с
    действующей нормативной базой, а конкретно — с ФГОС 3+? Все эти вопросы ставят
    ИТ-специалистов в тупик. А ведь это действительно важно.

    Для качественных бумажных учебников ответы на эти вопросы
    есть, этим и стоит воспользоваться. Иными словами, именно зрелый бумажный
    учебник может и должен стать основой для новых образовательных продуктов,
    создаваемых специально для дистанционного обучения. По сути, электронный и
    онлайн-курсы являются переложением учебника на возможности со своего формата
    (для онлайн-курсов – это видео, для электронных курсов — сочетание схем,
    таблиц, презентаций, текстов, фотографий, видеофрагментов и др.).

    Этот подход решает сразу несколько задач: встраивает
    дистанционные курсы в вузовскую систему обучения, позволяет сформировать у
    студента не отрывочные представления, а систему знаний об изучаемой дисциплине,
    охватив и теорию, и практику, и даже практикум. И еще он настраивает
    ИТ-профессионалов и академическое сообщество на сотрудничество. Это и есть
    наименее рискованный вариант применения дистанционного обручения в системе
    получения высшего образования.

    Надежда Рыбкина,
    генеральный директор издательства
    «Юрайт»

    Издательство
    «Юрайт» выпускает учебники по психологии для студентов бакалавриата и
    магистратуры от ведущих научных школ.

    Источник: http://psypress.ru/articles/