• «Хорошие яблоки в плохой корзине»: вышел новый фильм про тюремный эксперимент Зимбардо

    Социальный психолог, почетный профессор Стенфордского
    университета Филипп Зимбардо говорит, что эксперимент, который он провел 44
    года назад по заказу вооруженных сил США, мог бы стать проклятием всей его
    жизни. В 1971 году Филипп Зимбардо набрал среди студентов 24 добровольца,
    которые стали участниками знаменитого Стенфордского эксперимента. Они были
    поделены случайным образом поделил их на две группы: “заключенные” и
    “охранники”. Заключенных поместили в “тюрьму”, организованную в университетском
    подвале, а “охранники” должны были их охранять. Предполагалось, что
    экспериментаторы будут изучать причины конфликтов между «охранниками» и
    «заключенными» в течение двух недель. Филипп Зимбардо взял на себя роль
    “начальника тюрьмы”. Но и “охранники”, и сам Зимбардо настолько вошли в роль,
    что эксперимент был прекращен через 6 дней.

    Результаты эксперимента определили дальнейшую профессиональную
    деятельность  Филиппа Зимбардо. Он стал искать ответ на вопрос, почему
    хорошие люди делают ужасные вещи. Спустя 30 лет Зимбардо опубликовал результаты
    своих исследований в книге под названием
    “Эффект
    Люцифера”. 

    Но тюремный эксперимент вызвал у исследователя и другие
    вопросы. Например, заставил задуматься о том, почему в сложных ситуациях
    некоторые люди с риском для себя помогают незнакомцам, тогда как другие
    занимают позицию наблюдателей. Или о том,
    каким
    образом человек ощущает время и как это влияет на его жизнь. Помня о том,
    как участники тюремного эксперимента теряли счет времени, Зимбардо впоследствии
    стал изучать индивидуальное восприятие времени. Еще одной темой стало изучение
    застенчивости, ее можно рассматривать как тюрьму, в которую человек сажает сам
    себя. Филипп Зимбардо стал изучать застенчивость у взрослых и способы ее
    преодоления.

    Зимбардо говорит о том, что нам хочется верить в разумность
    наших решений, в рациональность наших действий, в то, что наша сознательность
    защищает нас от деспотичной власти, а наша личность больше влияет на наши
    действия, чем обстоятельства и окружение. Но если мы в это верим и защищаем
    свои верования вместо того, чтобы подвергнуть сомнению, то мы можем зайти
    слишком далеко.

    В 2004 году люди всего мира были потрясены пытками над
    заключенными в иракской тюрьме Абу-Грейб. Военнослужащих, виновных в пытках,
    назвали “несколькими гнилыми яблоками” в большой корзине хороших фруктов.
    Зимбардо стал  экспертом-свидетелем защиты старшего сержанта, отвечающего
    за ночную смену, во время которой происходили пытки и получил личный доступ к
    обвиняемому, вещественным доказательствам и результатам расследования. Он
    заявил, что американские военнослужащие –  это “хорошие яблоки”,
    вынужденные находиться и работать в “плохой корзине” (ситуации), созданной
    «плохим корзинщиком» (системой). Филипп Зимбардо уверен, что случаи в Абу-Грейб
    — это воспроизведенная и многократно усиленная  ситуация Стенфордского
    эксперимента, а его подзащитный Чип Фредерик, вынужденный работать по 12 часов
    каждую ночь в течение многих месяцев, был по-настоящему “хорошим яблоком”,
    испорченным  в худшей из возможных “корзин”. Показания Филиппа Зимбардо
    способствовали смягчению приговора Фредерика. 

    Премьера фильма “Стенфордский тюремный эксперимент” прошла в
    Нью-Йорке 15 июля 2015 года. Среди главных персонажей – Филипп Зимбардо и
    аспирантка Стенфордского университета Кристина Маслак (впоследствии жена
    Зимбардо), которая в свое время убедила прекратить эксперимент, потому что, по
    ее мнению, он зашел слишком далеко. Их роли в фильме исполнили актеры Вильям
    Крудап и Оливия Тирлби.

    Под руководством Филиппа Зимбардо было проведено
    исследование феномена временной перспективы в разных
    культурах.

    По мотивам Стенфордского эксперимента были
    созданы:
    Повесть Марио Джордано “Черный ящик” (1999)
    Фильм “Эксперимент” (Das Experiment, 2001)
    Фильм “Эксперимент” (The Experiment, 2010).
    Фильм “Стенфордский тюремный эксперимент” (The Stanford Prison Experiment,
    2015)

    Источник:

    • The Stanford Prison Experiment by Philip Zimbardo // psychology
      today

    Источник: http://psypress.ru/articles/

  • Самый лучший детский сад

    Проектируя детский сад Фудзи на окраине Токио, Такахару
    Тедзука и его жена Юи старались думать как дети. Они превратили овальную крышу
    над зданием детского сада в игровую площадку, а сквозь комнаты для занятий
    позволили расти деревьям.
    Когда Папа и Мама Тедзука, вдохновленные собственными детьми, которым сейчас 12
    и 9 лет, начинали работу, у них не было готовой идеи. Изучать дизайн других
    детских садов было все равно что смотреть в зеркало заднего вида: даже если
    подойти очень близко, расположенное спереди не видно. Так каким должен быть
    детский сад, в котором дети могут оставаться детьми?

    Круглая форма здания отражает идею бесконечного движения.

    У основания лестницы, ведущей на крышу, насыпали землю. Это
    уловка, позволяющая сделать лестницу короче. Но когда 600 детей, играя, стали
    растаскивать землю, насыпь стала исчезать. Школа постоянно просит строительную
    компанию восстановить насыпь. Дети любят кататься с горки, но проектировщики не
    очень хотели ее ставить: она указывает детям, что им делать и чего не делать. А
    без таких приспособлений дети должны сами придумывать игры. Горку все же
    поставили: детскому саду нужен пожарный выход.

    Японская особенность: на долю этой страны приходится 10% крупных
    землетрясений. Поэтому детей учат, как себя вести в случае
    опасности. Малыши надевают специальные головные уборы, защищающие
    голову.

    По японским правилам расстояние между прутьями решетки, на которой
    закреплены перила, должно быть такими, чтобы туда не проходила голова ребенка.
    Но они могут просунуть между прутьями ноги! Дети любят сидеть, болтая ногами.
    То же самое делают шимпанзе, это умилительное зрелище.

    Когда строительство начиналось, деревья на площадке уже
    росли. Было непросто построить здание так, чтобы не повредить их широко
    простирающиеся корни. Стволы деревьев проходят сквозь специальные отверстия в
    крыше, и чтобы дети в них не падали, натянули специальные сетки. Но дети любят
    играть с сетями, прыгать и раскачиваться в гамаках. Забота о безопасности дала
    повод предоставить детям еще одну возможность для игр. Игрушкой может быть
    всё!


     

    Дети любят смотреть сквозь люк в крыше, они высматривают
    друзей или интересуются, что происходит в классной комнате. Если, находясь
    наверху, посмотреть вниз, всегда можно увидеть детей, смотрящих вверх. Между
    комнатами нет глухих стен. Дети слышат шум с улицы и из других комнат. Супруги
    Тедзука допускают, что это отвлекает внимание, но считают, что шум детям нужен,
    а вот звукоизоляция может вызывать у них чрезмерную тревогу.

    Раз в неделю дети и учителя переставляют мебель в
    классных комнатах. Предполагается, что маленькие мальчики и девочки помогают
    по-новому устанавливать мебель, но толку от них немного. Зато они играют в
    поезд. Школа оборудована шестьюстами коробками из дерева кири. Дети могут
    играть с ними, не травмируясь.

     
    Одна из проблем современных детей: они общаются только с компьютером. В
    японском языке есть фраза ido bata kaigi, она означает “разговор вокруг
    колодца”. Женщины, отправлявшиеся за водой, встречались у колодца и общались.
    Чтобы дети делали то же самое, надо поместить в каждый класс колодец.

    В 2011 году к зданию пристроили дополнительное крыло,
    включавшее две классные комнаты и зону для игр. Ее назвали “Кольцо вокруг
    дерева”, потому что посетившему это место архитектору Питеру Куку оно напомнило
    песню “Кольцо вокруг роз”. Дерево здесь — самая важная часть конструкции. В
    этом детском саду детей хвалят за лазанье по деревьям. Если ребенок достаточно
    крепкий, он доберется до самого верха без помощи ступенек. Может быть, в других
    школах это не позволяется, но директор Фудзи считает, что дети чувствуют
    пределы своих возможностей. В нужный момент они остановятся
    сами.  

    Источник:
    Thu-Huong Ha. Inside the world’s best kindergarten —
    ideas.ted.com

    Источник: http://psypress.ru/articles/

  • Как наш мозг распознает лица на основании минимальной информации?


    Наш мозг распознает объекты в течение нескольких
    миллисекунд, даже если получает весьма ограниченную зрительную информацию. [Читать далее…]

  • Тревожность по наследству


    У тревожных родителей
    часто растут тревожные дети. Такое случается и у людей, и у макак-резусов.

    Испытывать тревогу могут и люди, и животные. [Читать далее…]

  • Педагоги РФ повышают квалификацию чаще, чем их коллеги из других стран


    Наталья Третьяк – первый
    заместитель министра образования и науки РФ во время проведения мультимедийной
    пресс-конференции на тему: «Международное исследование ТАЛИС: первые
    официальные результаты» сообщила, что российские педагоги чаще повышают
    квалификацию, чем их коллеги из других стран.

    «Ярко выраженная тенденция среди оценки нашего
    педагогического корпуса – достаточно высокие требования со стороны наших
    учителей к уровню собственной профессиональной квалификации. Учителя повышают
    профессиональный уровень, это бесплатно – в отличие от остальных стран
    участников исследования», — сказала Третьяк.

    Кроме того первый замминистра информировала о выявленных в
    результате исследования позитивных и негативных факторах. «Позитивное – высокая
    оценка учителей – зарплата выше, чем по странам, принявшим участие в
    исследовании. Учителя отмечают удовлетворенность местом и состоянием работы,
    ростом заработной платы – это ярко выраженные позитивные тенденции, где мы
    существенно выше показателей по остальным странам», — сказала Третьяк.

    В числе негативных замминистра назвала более высокую, чем у
    зарубежных коллег, загрузку российских учителей. Третьяк уточнила, что доля
    учителей, работающих на полную ставку – 88%. «Высока доля административной
    нагрузки – много времени тратится на заполнение различного рода бумаг. Мы
    уделяем серьезное внимание этой проблеме. Идем целенаправленно по пути снижения
    отчетности – это путь, который стоит пройти. Мы работаем над этой проблемой», —
    подчеркнула первый замглавы Минобрнауки.

    По ее словам, также необходимо, чтобы учитель мог иметь
    карьерный рост. «И это бы не было связано только с административной линией», —
    уточнила Третьяк. Также, Третьяк отметила, что в российской системе кадры
    моложе, чем в среднем у стран-партнеров. «Важно, что наш руководящий состав
    также моложе, самое большое количество руководителей приходится на активный
    работоспособный возраст от 40 до 45 лет. Это говорит о том, что работать в
    системе образования активным людям интересно», — подчеркнула Третьяк.

    ТАЛИС (Teaching and Learning International Survey) – первое
    международное исследование, посвященное анализу среды обучения, условий работы
    и оценке качества педагогического корпуса. Россия принимает участие в ТАЛИС с
    2013 года в соответствии с Государственной программой «Развитие образование».
    Оператором исследования стал Институт образования НИУ ВШЭ.

    Мультимедийная пресс-конференция на тему: «Международное
    исследование ТАЛИС: первые официальные результаты». Исследование ТАЛИС
    (Teaching and Learning International Survey) посвящено оценке качества
    педагогического корпуса. Полевой этап исследования проводился в 2013 году
    Организацией по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) более чем в 30
    странах.

    В соответствии с Государственной программой «Развитие
    образования» Россия впервые приняла в нем полноправное участие. Оператором
    исследования в России был Институт образования НИУ ВШЭ. Пресс-конференция была
    посвящена результатам очередного этапа исследования, сильным и слабым сторонам
    российского учительства в сравнении с другими странами.

    В пресс-конференции приняли участие:

    • первый заместитель министра образования и науки РФ Наталья
      ТРЕТЬЯК;
    • ректор НИУ ВШЭ Ярослав КУЗЬМИНОВ;
    • директор Центра социально-экономического развития школы
      Института образования НИУ ВШЭ Сергей КОСАРЕЦКИЙ;
    • декан факультета «Менеджмент в сфере образования» МВШСЭН
      Елена ЛЕНСКАЯ;
    • ведущий научный сотрудник Центра социально-экономического
      развития школы Института образования НИУ ВШЭ Марина ПИНСКАЯ.

    Модератор: руководитель проекта «Социальный навигатор»
    Наталья ТЮРИНА.

    Источник:

    Eduhelp.ru

    Источник: http://psypress.ru/articles/