Отношение ко Дню Победы еще несколько лет назад было более искренним, а теперь все больше заметна формализация празднования.
Чем является праздник Победы для молодого поколения россиян? Несомненно, сегодня отношение к 9 мая иное, чем было, допустим, тридцать лет назад. Изменились не только люди, сменилось и государство. Где-то стало меньше искренности, больше равнодушия к историческим событиям, а где-то вакуум заполнило государство.
Большая часть российской молодежи воспринимает День Победы просто как очередной праздничный день, полагает историк и политолог Дмитрий Пучкин. Как рассказал эксперт корреспонденту «Росбалта», происходит это, прежде всего, из-за снижения качества образования в стране. «Тридцать лет назад это был общий праздник для всех поколений. Тогда, действительно, была связь поколений, поскольку намного больше было живых непосредственных участников войны. Обеспечивалось это также и качественным преподаванием истории, в том, советском варианте, естественно. Кроме преподавания, молодежь знала о войне из фильмов и книг, в том числе из мемуаров. И этот праздник носил больше характер не ликования, а был «праздником со слезами на глазах», — отметил историк.
Для нынешнего молодого поколения та война – это уже нечто далекое, заметил Дмитрий Пучкин. «Как бывший преподаватель вуза могу сказать: все зависит от уровня образования. Если взять людей с качественным высшим образованием, то большая часть их них имеет представление о войне. Если же говорить о тех молодых людях, которые не имеют высшего образования или же имеют, но получили его в каких-то «шарагах», то для них это просто еще один праздничный день в году. Вот, например, в Новосибирске есть два любимых праздника у горожан: это День города и 9 Мая. Ходят на них, чтобы посмотреть на салют да потусоваться. Для таких молодых людей Великая Отечественная война находится в череде каких-то далеких событий, в ряду войны 1812 года и Первой мировой войны. Немалая часть молодого поколения относится к войне как к своего рода комиксу», — заявил историк.
По мнению Дмитрия Пучкина, государство, формально отмечая этот праздник, ничего не делает для просвещения молодого поколения. «Ныне преподавание истории находится на уровне ниже плинтуса. Качественных художественных фильмов уже много лет не снималось. Даже «28 панфиловцев» делались по рецептам комикса. Ни исторической, ни художественной литературы качественной тоже не пишется, да и вообще молодежь литературу не читает», — констатировал историк. Эксперт уверен, что по названным причинам у современных людей нет осознанного понимания героизма и лишений предков.
Вмешательство государства в празднование Дня Победы лишает этот праздник искренности, считает основатель и преподаватель Санкт-Петербургской классической гимназии Лев Лурье.
Как рассказал историк, несколько лет назад «казенной» пропаганды в этот праздничный день было заметно меньше. Не случайно, что именно тогда возникла народная акция «Бессмертный полк». «Отношение ко Дню Победы еще несколько лет назад было более искренним, хотя и трудно объяснить, в чем это выражается. Но акция „Бессмертный полк“ была придумана не государством. А сейчас ситуация портится. Чем больше казенной пропаганды, тем меньше искренней памяти. Чем больше государство будет вмешиваться, чем больше оно будет нажимать и объяснять, что именно Владимир Путин и Сергей Шойгу „взяли Рейхстаг“, тем меньше будет популярен праздник», — полагает Лев Лурье.
Вмешательство государства, усиление официальной пропаганды на тему праздника Победы приводит к искажению его восприятия, считает и сопредседатель профсоюза «Университетская солидарность» Павел Кудюкин. Как рассказал доцент, это заметно при общении с молодым поколением, со студентами.
«К Победе в Великой Отечественной войне нынешние власти отношения не имеют, но ее образ, через пропаганду, используется как один из элементов легитимизации власти. Поэтому отношение к празднику Победы уже зачастую воспринимается как признак лояльности к власти, к ее официальной концепции этого события», — заявил Павел Кудюкин. По мнению преподавателя, одной из причин такого феномена стало то, что с уходом из жизни ветеранов войны уменьшился человеческий аспект памяти о событиях войны.
«Сейчас гораздо меньше чувствуется та личностная связь с военным поколением, которая была у нашего поколения. У нас, у кого еще отцы воевали, был элемент живой памяти. Ныне же память «официализируется». Даже акция «Бессмертный полк», которая пытается восстановить живую связь с предками, участвовавшими в войне, сильно «официализировалась», — констатировал Павел Кудюкин.
Главным отличием современного празднования 9 Мая является то, что осталось совсем мало живых ветеранов, также заметил историк и политолог, руководитель клуба молодых ученых «Альянс» Алексей Петров. Как пояснил эксперт, нынешнее молодое поколение узнает о войне и Победе больше из информационных кампаний, чем из уст ее свидетелей.
«У этого праздника своя история. Впервые День Победы отмечался только на 20-летие, в 1965 году. До этого, в первые двадцать лет, праздник вообще не отмечался и выходным днем не был. Во-первых, раны еще были не залечены, во-вторых, и такого понятия как ветеран войны не было, потому что практически вся страна участвовала в войне. И только с середины 60-х годов, когда стали отмечать День Победы, появилось такое понятие, как участник, ветеран войны. Еще 20-30 лет назад встретить ветерана на улице было обычным явлением. Помню, как в школьные годы мы ходили к ветеранам, и они нам рассказывали о войне. А мой сосед во время войны был в концлагере "Маутхаузен", вместе с генералом Карбышевым. Поэтому наше поколение очень много знало о войне. С другой стороны, многие участники войны вообще ничего о ней не рассказывали, потому что те потрясения, которые они получили на фронте, или находясь в плену, заставляли их вообще не вспоминать те события», — отметил Алексей Петров.
По мнению историка, из дня, когда можно было и погоревать, и помолчать, вспоминая историю своей семьи, сегодня этот день превратился в праздничное мероприятие и где-то даже в информационную кампанию. «К сожалению, я вижу, что у нас к теме той Победы пытаются пристегнуть и какие-то нынешние, «повальные» успехи внешнеполитического формата. То же можно сказать и про георгиевскую ленточку. Одно дело, когда она «добровольная», и совсем другое дело, когда она насаждается, в том числе руководителями предприятий и органами власти. Это порождает несколько иное отношение к этим символам. Еще один момент связан с акцией «Бессмертный полк». Начиналась она как общественная акция, а затем ее подхватило государство. Теперь остается надеяться, что она не будет заформализована», — подчеркнул эксперт.
Алексей Петров напомнил, что по всем социологическим данным, День Победы остается самым значимым праздником для граждан России. «Тридцать лет назад были и 7 Ноября, и 1 Мая, которые и государство отмечало на улицах, и обычные советские люди принимали в них участие. А сегодня 9 Мая остался единственным праздником, который заставляет семью выйти на улицу. И я тоже в этот день со своим сыном традиционно пойду на парад», — добавил историк.
Попытки ввести «День согласия и примирения», «День народного единства», «День независимости» и «День России», действительно провалились. Россияне так и не поняли, что им праздновать. Поэтому не удивительно, что у них остался один общий праздник в весеннюю пору – это День Победы 9 мая. Но и этот день каждый празднует по-своему. Кто-то идет на публичные мероприятия, а кто-то предпочитает в семейном кругу вспомнить героических предков…
Наверное, и правда, нынешнему государству с его ретивыми чиновниками лучше не влезать в тему Победы, не навязывать согражданам правила празднования. Тогда будет больше искренности в этот день.
Дмитрий Ремизов
Источник:
Оставить ответ
Вы должны быть авторизованы чтобы размещать комментарии.