В КНР истощились драйверы роста

На исправление ошибок, которые привели к снижению кредитного рейтинга, китайской экономике нужно 5-7 лет, полагает востоковед Алексей Маслов.

Пекин провозгласил «состояние новой нормальности».

Международное рейтинговое агентство Moodyʼs впервые с 1989 года понизило суверенный кредитный рейтинг Китайской Народной Республики. При этом такая оценка совпадает с точкой зрения внутри самого Китая. Темпы роста второй экономики мира продолжают снижаться, это объективный факт. После фантастического почти тридцатилетнего роста ВВП по 8-10% в год, в 2015 году этот показатель упал до 6,9%, в 2016-м — до 6,7%, а в 2017-м уже само руководство Китая планирует, что ВВП увеличится не более чем на 6,5%.

Еще не так давно в самом Китае считалось, что сокращение роста его ориентированной на экспорт экономики до 7% в год может иметь для страны весьма серьезные последствия. Не стоит также забывать, что время мирового экономического кризиса 2008—2009 годов именно устойчивый рост Китая в значительной мере стал тем фактором, который «вытащил» за собой всю мировую экономику. Теперь же, если депрессия повторится (что весьма вероятно, поскольку такие кризисы происходят циклически примерно раз в 10 лет), Китай уже не сможет стать локомотивом, который «вывезет» за собой из этой трясины другие страны.

О своей оценке нынешнего состояния экономики КНР и причинах снижения ее роста, обозревателю «Росбалта» рассказал руководитель Школы востоковедения ВШЭ Алексей Маслов.

— Как вы оцениваете снижение суверенного рейтинга КНР агентством Moodyʼs и чем может грозить сокращение темпов роста китайской экономики?

 — В Китае всегда подчеркивают, что подобного рода рейтинги неправильные и даже специально врут…

— Тем не менее, само же китайское руководство прогнозирует снижение роста ВВП страны в следующем году.

 — Да, в Китае, начиная с 2015 года, начали давать новое объяснение положению дел в своей экономике. Там говорят, что она перешла в «состояние новой нормальности». Снижение темпов роста до 6,4-6,8% — и есть теперь, по официальной терминологии, такое состояние.

В прошлом экономика страны быстро росла за счет таких факторов, как ориентированность на экспорт, дешевизна китайских товаров и активное развитие внутреннего рынка. Теперь, по расчетам китайского руководства, КНР должна перейти на высокотехнологичное производство, когда при меньших объемах выпускаемой продукции получается значительно больший эффект из-за ее растущего качества. Плюс здесь теперь считают, что национальная экономика должна еще больше распространяться за пределы страны.

Если раньше Китай выходил на международный рынок только со своими товарами, то теперь он хочет экспортировать новую идеологию торговых взаимоотношений. Он хочет контролировать инфраструктуру других стран, строя там железные и автомобильные дороги и получая прибыль не только от продажи своих товаров, но и от их перевозки.

Отсюда новый проект «Один пояс — один путь». Формально такая инфраструктура должна объединить самые отсталые северо-западные районы КНР практически со всем миром. Эти транспортные коридоры, которые как по суше, так и по морю, должны дойти до Европы (самый протяженный из них). Среди них и такие, которые будут объединять Китай, Пакистан, Индию и так далее.

Иными словами, китайцы хотят теперь не просто отдавать свои товары на реализацию, но и контролировать всю логистику и тем самым, в конченом счете, регулировать цены.

— То есть речь идет о китайской экономической экспансии?

 — Многие считают даже, что это китайская агрессия, но в реальности таким образом Пекин хочет решить проблемы своей экономики, потому что у него истощились старые драйверы роста: дешевая рабочая сила, растущий внутренний рынок и очень доступные кредиты.

Китайские товары, относительно товаров производимых во Вьетнаме, Индонезии, Мексике или Аргентине сегодня, с точки зрения экономики, стали неконкурентоспособными. Пока Китай еще выигрывает по совокупности факторов — он может и произвести товар, и сделать его сборку из разных частей, то есть предоставить весь производственный комплекс услуг. Но по простым товарам, по которым Китай лидировал много лет подряд, он уже начинает проигрывать тому же Вьетнаму, Индонезии и так далее.

Есть и структурные проблемы экономики Китая, которая остается жестко регулируемой государством, когда именно власти, а не рынок определяют и стоимость товара, и заказ, и кредиты, и все остальное.

Кроме того, нужно понимать также, что Китай сегодня понизил не только стоимость многих товаров, но и их качество по всему миру и это тоже проблема.

— Что из этого повлияло на снижение рейтинга в первую очередь?

 — Он был понижен, во-первых, потому что агентство, например, учитывает стоимость кредитов, которая резко увеличилась в КНР, рост числа банкротств, рост числа предприятий, на которых висят «мертвые» невозвратные кредиты. Все это последствия той не очень удачной экономической модели, которая долгое время действовала в Китае. В КНР это понимают, но для исправления ситуации нужно, как минимум, пять-семь лет.

Беседовал Александр Желенин

Источник: rosbalt.ru

Оставить ответ