Новые правила ЕГАИС превратят пивной бизнес в бумажный, горько иронизируют производители «пенного» напитка.
Россия перешла на новый формат ЕГАИС — автоматизированной системы государственного контроля над объемом производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. С 15 марта продавцы должны заполнять и передавать в Росалкогольрегулирование марку абсолютно каждой бутылки.
Все розничные магазины, деятельность которых связана с продажей спиртных напитков, уже поставили на кассы специальный программный модуль, позволяющий пересылать данные в систему. Сейчас, чтобы купить бутылку вина или водки даже в сельском магазине, придется подождать, пока продавец произведет «ритуальные» действия с помощью специального сканера. По задумке авторов ЕГАИС, таким образом государство получит полную картину производства и оборота напитков, содержащих алкоголь. Также система призвана затруднить реализацию некачественной, поддельной продукции.
С одной стороны, ЕГАИС действительно нужна. Но с другой, — многое в ней не продуманно и создает пользователям массу неудобств. Из-за сложностей с покупкой оборудования для ЕГАИС уже закрылись многие магазины в различных регионах страны. К тому же данная система не может существовать без высокоскоростного Интернета, а ведь далеко не везде он работает бесперебойно. Да и продавцов приходится обучать пользоваться новой техникой. А тут еще и новшества, касающиеся передачи данных не о партии, а о каждой бутылке… 15 и 16 марта СМИ уже сообщили о сбоях в работе системы в магазинах некоторых регионов, где не смогли или забыли обновить программное обеспечение.
Тем временем государство продолжает вкладывать в доработку ЕГАИС сотни миллионов рублей ежегодно. Дополнительные инвестиции требуются и от бизнеса — на покупку оборудования, необходимого для работы с обновлениями системы.
Рассказывая о версии ЕГАИС 3.0, начальник управления автоматизированных информационных систем Росалкогольрегулирования Антон Гущанский подчеркнул, что сроки введения новой системы сдвигаться не будут — и так по просьбам участников рынка служба отсрочила введение накладных третьей версии на 15 дней.
«После 12:00 15 марта новые накладные второй версии приниматься не будут. Документооборот по отправленному ранее этого срока товару можно будет завершить документами того формата, в котором он начинался, — цитирует слова Гущанского RETAIL.RU. — Аналогичная ситуация по введению „побутылочного“ учета. Говорить о переносе сроков можно только по истечении определенного времени и по мере того, как вы будете внедрять новый учет. Мы не будем сдвигать сроки, если вы начали работу по внедрению учета только 1 июня, хотя срок для обязательного перехода установлен на 1 июля. Если же мы будем видеть, что вы начали работу сейчас, заключили какие-то договора, закупили оборудование, идут монтажные работы, мы готовы будем рассматривать возможность увеличения срока переходного периода. Но мы будем это обсуждать ближе к обозначенной дате».
Несмотря на описываемые чиновником «блага» нового формата системы, он признает, что в ней есть и «недоделки», о которых Росалкогольрегулирование знает и которые стремится устранить. На стадии согласования находится также состав обновленного кода новой акцизной или специальной федеральной марки. А на новые правила уже перешли…
Некая спешка в принятии решения касается, видимо, широко обсуждаемых планов ведомства по маркировке пива бумажными марками. Как говорят продавцы, а тем более производители «пенного напитка», это превратит их жизнь в ад и чуть ли не забьет последний гвоздь в бизнес многих участников рынка. Предприниматели, занимающиеся частным пивоварением, подчеркивают, что если подобная инициатива будет поддержана, то на приготовление светлого или темного просто не останется ни сил, ни времени.
«После введения маркировки нам придется не только покупать сами акцизные марки, но и соблюдать все условия их транспортировки и хранения: иметь отдельный сейф и отдельную охраняемую комнату, — говорит один из владельцев частной пивоварни в Калининградской области. — При оптовой торговле мы и так буквально тонем в бумагах: товарная накладная, товарно-транспортная накладная, справки форм „А“ и „Б“, декларации о соответствии. А новая система маркировки пивной продукции и подавно превратит наш пивной бизнес в бумажный».
В такой ситуации пивоварне проще закрыться, чем менять годами отлаженные процессы на заполнение форм, которые не только не облегчают работу, но и в разы ее усложняют. А небольшой сети магазинов в глубинке даже нет смысла бороться с торговыми сетями, имеющими большие штаты юристов, бухгалтеров и IT-специалистов, которые, в конечном итоге, наверное, сумеют разобраться с новыми правилами, обновлениями, сложными описаниями — и устранить сбои в работе системы.
Получается, что малый бизнес, который строился годами, в одночасье «умрет» из-за того, что все детали касающихся его нововведений не были продуманы заранее. Возможно, государство могло бы несколько смягчить удар, предоставив субсидии или налоговые вычеты. Тем более что правила наверняка поменяются еще не раз — сейчас даже сложно представить, какие светлые мысли по упорядочению алкогольного рынка придут в голову очередным севшим в кресла руководителей чиновникам…
Анастасия Ветрова
Самые интересные статьи «Росбалта» читайте на нашем канале в Telegram.
Источник:
Оставить ответ
Вы должны быть авторизованы чтобы размещать комментарии.