Алкоголь в магазинах АЗС не опасен

«Независимый топливный союз» просит отменить запрет продажи горячительных напитков на заправочных станциях, ссылаясь на статистику.

Запрет реализации алкоголя в магазинах, расположенных на АЗС, ограничивает возможности законопослушных граждан, создает необоснованные преференции для супермаркетов и не решает задачу снижения пьянства за рулем.

Как полагают в  «Независимом топливном союзе», поправки к Федеральному закону от 18 июля 2011 года № 218-ФЗ, запрещающие реализацию алкогольной продукции на АЗС, должны быть отменены. Такой вывод сделан экспертами союза на основе анализа статистики ДТП за период с 2005 по 2016 год, научных работ в этой области, а также изучения международной практики борьбы с употреблением алкоголя за рулем.

25 апреля союз направил обращения к премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву, министру промышленности и торговли РФ Денису Мантурову, председателю комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Сергею Жигареву, а также уполномоченному при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борису Титову с просьбой об отмене данного запрета.

Как отмечается в обращениях, статистические данные показывают, что отсутствие алкоголя в магазинах на АЗС не привело к сокращению числа ДТП, совершенных по вине пьяных водителей. С 2011 года, когда был введен запрет, этот показатель не снизился. Становится очевидно, что главная декларируемая цель запрета не была достигнута.

Профессиональные психологи отмечают отсутствие прямой связи между доступностью алкоголя в продаже и готовностью водителей к совершению противоправного действия — управлению автомобилем в состоянии опьянения. Анализ уголовных дел лиц, отбывающих наказание за «пьяные» ДТП, показал, что употребление алкоголя за рулем не было случайным, а являлось следствием низких моральных качеств и склонности к асоциальному поведению.

Из числа водителей, осужденных за ДТП в состоянии опьянения, подавляющее большинство ранее привлекалось к ответственности, а некоторые из них на момент совершения ДТП вообще не имели права управлять транспортным средством — в том числе по причине лишения водительского удостоверения за употребление спиртного за рулем. Таких людей в принципе не может остановить отсутствие алкоголя в конкретной торговой точке.

Торговые центры, многие из которых расположены вдоль крупных автомагистралей, имеют в продаже широчайший ассортимент алкоголя. Более того, рядом с ними создаются огромные парковки — специально для привлечения водителей. Очевидно, что употребление алкоголя за рулем может предотвратить только сознательная позиция граждан или боязнь наказания, но никак не запреты на продажу. Иначе алкоголь следует убрать из всех магазинов, стоящих возле дорог.

Важно отметить, что магазины при АЗС, потенциально подходящие для реализации алкогольной продукции, являются пунктами цивилизованной розничной торговли, где продажа некачественного алкоголя практически исключена в силу высокого уровня контроля за этими объектами. Это особенно актуально для небольших отдаленных населенных пунктов с низкой плотностью торговых точек.

В связи с участившимися случаями массовых отравлений контрафактным алкоголем этот довод приобретает особое значение. Также в магазинах при АЗС низка вероятность продажи алкоголя несовершеннолетним, а реальная возможность выявления пьяного водителя и принятия соответствующих мер, наоборот, значительно выше, чем в стандартном ритейле.

Специалисты отмечают и низкую маржинальность работы независимых АЗС. Согласно исследованию «Текущее положение независимой топливной розницы», проведенному с августа по сентябрь 2017 года, типичная среднестатистическая АЗС получает прибыль до налогообложения в размере 65 тыс. рублей в месяц. При среднем уровне инвестиционных вложений в 26 млн рублей срок окупаемости без учета инфляции составляет 33,5 года.

При данном уровне доходности независимой топливной розницы не представляется возможным развивать сеть и модернизировать имеющиеся АЗС. Единственная возможность увеличения доходности в случае сохранения текущей ценовой ситуации — строительство магазинов и развитие дополнительных сервисов при АЗС. При этом магазины должны находиться в равноправных условиях с другими торговыми точками и работать по общим правилам.

Действующий запрет реализации алкогольной продукции на АЗС выглядит не только бесполезным, но и откровенно вредительским. Он фактически направлен на ограничение возможностей добросовестных продавцов и законопослушных граждан.

Павел Баженов, президент «Независимого топливного союза»

Источник: rosbalt.ru

Оставить ответ