• Что же такое счастье?


    Наиболее цитируемым русскоязычным изданием
    отечественного психолога по этому вопросу является книга Инны Аршавировны
    Джидарьян «Психология счастья и оптимизма» (46 цитирований в РИНЦ за последние
    5 лет). Инна Аршавировна первой в российской психологии провела и опубликовала
    результаты исследования о счастье. Это было в 2001 году. В 2013 году Институт
    психологии РАН, в котором Инна Джидарьян является научным сотрудником, выпустил
    книгу «Психология счастья и оптимизма». В ней представлена полная картина
    работ, выполненных автором с 2001 по 2012 годы и исследующих человеческие
    представления о счастье. Развивая положения научной школы С.Л. Рубинштейна и
    Б.Г. Ананьева, И.А. Джидарьян рассматривает поставленные в исследованиях
    вопросы в русле позитивной психологии.

    В первых двух главах автор рассматривает счастье в
    представлениях и образах русского самосознания в историко-культурологическом
    аспекте и в современных психологических исследованиях. Проведя этот анализ, И.
    Джидарьян выделила типологические характеристики счастья и различные типы
    проявления счастья в сознании и поведении людей. Были выделены три его базовых
    типа, рассмотрены их индивидуально-типологические характеристики и различные
    вариации внутри каждого типа. В соответствии со своими основными
    характеристиками они были обозначены нами как «смысложизненный»,
    «гедонистический» и «настороженно-оборонительный». В практике реальной жизни
    можно обнаружить, конечно, не «чистые» типы, а лишь доминирование какого-то
    одного из них в структуре личностного мировосприятия, причем это доминирование
    в процессе жизни может смещаться как в одну, так и в другую сторону,
    видоизменяясь на разных жизненных этапах и возрастных ступенях развития
    личности. У каждого из обозначенных выше типов и разновидностей счастья есть и
    более сильные и более слабые стороны, и свои достоинства, и свои недостатки,
    поэтому вопрос о том, какой из них предпочтительнее, лучше или полезнее для
    личности, не имеет однозначного ответа. Однако общечеловеческий опыт,
    основанный на жизненных наблюдениях и откровенных признаниях известных и
    авторитетных людей разных эпох и народов мира, много повидавших и испытавших на
    своем веку, показывают, что объективно более «мудрым» оказывается счастье не
    подчинения страстям, благам, внешним обстоятельствам и т.д., а обретения
    смысла, жизненных ценностей, способностей, уважения и признания людей и т.д.,
    что ближе, конечно, к его смысложизненному типу, связанному с самореализацией
    личности.

    Исследуя ценностные представления и специфика счастья, И.
    Джидарьян пришла к выводу, что ценности счастья включают самые разные по
    психологическому содержанию и предметной направленности жизненные блага и
    духовно-нравственные ориентации, которые определенным образом соотнесены и
    структурированы в обыденном сознании. Основанием для этого структурирования
    выступает принцип значимости (иерархичности) и внутренние,
    содержательно-смысловые связи между отдельными ценностями. И чем полнее
    представлены и реализуются в жизни каждого человека его основные личностные
    ценности, тем больше оснований у него быть и чувствовать себя счастливым и
    удовлетворенным жизнью.

    Анализируя гендерные различия в эмпирическом исследовании,
    И. Джидарьян выделяет различия между «женским» и «мужским» счастьем, которые
    проявляется по разным линиям и параметрам. Многие из них остаются пока
    недостаточно изученными и требуют дальнейших углубленных разработок и
    конкретных исследований.

    Результаты проведенных И. Джидарьян исследований показывают,
    что счастье и удовлетворенность жизнью оказывают существенное влияние на
    поведение людей в трудных жизненных ситуациях и отражаются на выборе стратегий
    и конкретных способов их преодоления. Тем самым подтверждается наше исходное
    теоретическое положение о том, что удовлетворенность и счастье включены в
    структуру активности личности как выражение механизма «обратной связи» между ее
    разными составляющими и уровнями проявления. В то же время проведенный анализ
    показывает, что в поведении россиян в условиях жизненных затруднений и решения
    сложных проблем имеются некоторые особенности, которые концентрируют многие
    противоречия и трудности современной российской действительности.

    Источник:
    http://elibrary.ru/item.asp?id=21679057

    Литература

    Джидарьян И.А. Психология счастья и оптимизма. – М.: Изд-во «Институт
    психологии РАН», 2013. – 268 с. (Достижения в психологии)

    Источник: http://psypress.ru/articles/

  • «Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст!». Как музыка регги влияет на ценности и что такое «Ямайкизация»?


    Помню, как в мой класс, тогда еще седьмой Б,
    фурией ворвалась директор и стала проверять длину волос. За отращенные «под
    Кинчева» пару сантиметров шевелюры досталось моему соседу – «алисоману». [Читать далее…]

  • Помощь при суицидальном поведении в когнитивно-бихевиоральной терапии


    В журнале «Консультативная психология и психотерапия»
    (№ 3,
    2016) опубликована статья доктора психологических наук, профессора
    Аллы
    Борисовны Холмогоровой. Статья посвящена помощи в суицидальных ситуациях с
    помощью когнитивно-бихевиоральной терапии.

    В статье приводятся данные статистики суицидов в Российской
    Федерации, обосновывается необходимость создания профилактических программ и
    комплексной бригадной работы специалистов для создания безопасной среды в
    учреждениях образования, указывается на необходимость применения научно
    обоснованных методов превенции и поственции суицидов. Автор представляет
    историю разработки специального протокола когнитивно-бихевиоральной
    психотерапии для превенции и поственции суицидов, а также рассматривает
    проблему уязвимости (предрасположенности) к суицидальному поведению.
    Сформулированы основные принципы когнитивно-бихевиоральной психотерапии
    пациентов, склонных к суицидальному поведению, указаны и описаны основные этапы
    когнитивно-бихевиоральной психотерапии суицидального поведения, приводятся
    техники и приемы работы с данным контингентом.

    В заключении статьи автор отмечает, что для профилактики
    суицидов и при работе с людьми, переживающими суицидальный кризис, важно
    проводить диагностические мероприятия, направленные на выделение «суицидальной
    уязвимости», которую составляют различные характеристики личности и поведения
    человека, а также его ближайшего окружения. Работа с людьми, совершившими
    суицидальную попытку или же находящимися в ситуации суицидального кризиса,
    является серьезным вызовом для специалистов и остро ставит задачу поиска
    научно-обоснованных методов помощи. Как считает автор, большим прогрессом в
    этой области можно считать разработку протокола лечения пациентов с
    суицидальным поведением, основанного на когнитивной психотерапии. На основании
    исследований последних десятилетий автор статьи делает вывод, что когнитивная
    психотерапия суицидального поведения обладает доказанной эффективностью и
    позволяет успешно предотвращать повторные суицидальные попытки более чем у двух
    третей людей, их совершивших. Перспектива дальнейшего продвижения в области
    психотерапии суицидального поведения заключается, по мнению автора статьи, в
    комплексном изучении и целостном описании уязвимости к суицидальному поведению
    и максимально полном учете вскрываемых механизмов в научно обоснованных методах
    помощи. В частности, данные проведенных исследований, полученных на основе
    многофакторной модели расстройств аффективного спектра, показывают, что не
    только личностные характеристики, но и социальная среда, семейное окружение
    могут быть важными факторами, поддерживающими суицидальную направленность.
    Поэтому, помимо индивидуальных форм помощи, как считает автор, представляется
    чрезвычайно важной работа с ближайшим социальным окружением пациентов,
    деструктивность которого может сводить на нет достижения индивидуальной
    терапии.

    Литература

    Холмогорова А.Б. Суицидальное поведение: теоретическая
    модель и практика помощи в когнитивно-бихевиоральной терапии // Консультативная
    психология и психотерапия. 2016. Т. 24. № 3. С. 144—163. doi:
    10.17759/cpp.20162403009. URL:
    http://psyjournals.ru/mpj/2016/n3/kholmogorova.shtml

    Источник: http://psypress.ru/articles/

  • «Все счастливые семьи похожи друг на друга?». Как влияют на счастье культурные нормы полной семьи


    Что влияет на уровень счастья? Ясно,
    что это материя относительная. Но ведь ощущение-то имеется! Значит, есть что
    изучать. Один из вопросов – как влияет на «счастливость» наличие детей. Здесь
    все не так просто. [Читать далее…]

  • Двойные идентичности, ассимиляция и мультикультурализм


    Темами наиболее цитируемых современных
    зарубежных психологических исследований по национальной идентичности является
    самоопределение мигрантов, формирование у них двойной идентичности и их
    ассимиляция.

    Для обзора мы выбрали в Web of Science две самые цитируемые
    за последние 5 лет статьи по данной тематике – «Dual Identities and Their
    Recognition: Minority Group Members’ Perspectives» (28 цитирований в WoS) и
    «Assimilation, multiculturalism, and colorblindness: Mediated and moderated
    relationships between social dominance orientation and prejudice» (27
    цитирований в WoS).

    Двойные идентичности и их признание: перспективы членов
    группы меньшинства

    Меньшинство может определять себя на уровне высшего порядка
    (например, национальном), а также на уровне подгруппы (меньшинства). Тем не
    менее, признание другими таких двойственных идентификаций не может быть
    гарантировано. В статье рассматривается, как члены меньшинства (мусульман в
    Великобритании) построили свои вышестоящую и подгрупповую идентичности таким
    образом, чтобы построить общность с британскими немусульманами, в то же время
    сохраняя отличительные особенности их религиозной подгруппы. Анализ ободщенных
    качественных данных, полученных в ходе интервью (N = 28), показывает, как
    британские мусульмане выражают озабоченность по поводу унифицированности и
    отличительных особенностей, описывая себя как англичан мусульманского типа.
    Последствия этих самоопределений для теоретизирования двойственных
    идентичностей, их признание и межгрупповых отношений обсуждаются.

    Источник:

    Hopkins, Nick. Dual Identities and Their Recognition:
    Minority Group Members’ Perspectives. Political Psychology. Apr2011, Vol. 32
    Issue 2, p251-270. 20p. URL:

    http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&db=buh&AN=58702301&lang=ru&site=ehost-live

    Ассимиляция, мультикультурализм и цветовая слепота:
    опосредование и модерирование отношений между ориентацией социального
    доминирования и предрассудков

    Используя корреляционные и экспериментальные данные, мы
    исследовали степень, в которой личная и воспринимаемая нормативная поддержка
    включения идеологии ассимиляции, мультикультурализма и дальтонизм опосредуются
    и выступают модератором взаимосвязи между ориентацией социального доминирования
    и предрассудков. Исследование проводилось среди 299 белых студентов в трех
    американских колледжах. Корреляционные результаты показали, что личная
    поддержка аккультурации идеологий опосредованного отношения с предрассудками
    социального домирования. Личная поддержка ассимиляции (иерархия повышающей
    идеологии) положительно связаны с ориентацией социального доминирования;
    мультикультурализм и цветовая слепота (иерархия смягчающих идеологий)
    отрицательно связана с ориентацией социального доминирования. Экспериментальные
    манипуляции варьировалась будь то ассимиляция, мультикультурализм или
    дальтонизм, которые считается нормативными в Соединенных Штатах. Ориентация на
    социальное доминирование связана с наиболее сильно предвзятым отношением к
    американским иммигрантам и этническим меньшинствам, когда готовились
    ассимиляционные нормы и президентство Обамы. Усилия по сокращению ассоциации
    между ориентацией на социальное доминирование и предрассудками обсуждаются с
    точки зрения выделения иерархии, ослабляя национальные нормы
    мультикультурализма и цветовой слепоты.

    Источник:

    Levin, Shana, Miriam Matthews, Serge Guimond, Jim Sidanius,
    Felicia Pratto, Nour Kteily, Eileen V. Pitpitan, and Tessa Dover. Assimilation,
    Multiculturalism, and Colorblindness: Mediated and Moderated Relationships
    Between Social Dominance Orientation and Prejudice. Journal of Experimental
    Social Psychology 48 (1) (January): 207–212. URL:
    http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0022103111001806

    Литература

  • Hopkins, Nick. Dual Identities and Their Recognition:
    Minority Group Members’ Perspectives. Political Psychology. Apr2011, Vol. 32
    Issue 2, p251-270. 20p. URL:

    http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&db=buh&AN=58702301&lang=ru&site=ehost-live

  • Levin, Shana, Miriam Matthews, Serge Guimond, Jim
    Sidanius, Felicia Pratto, Nour Kteily, Eileen V. Pitpitan, and Tessa Dover.
    Assimilation, Multiculturalism, and Colorblindness: Mediated and Moderated
    Relationships Between Social Dominance Orientation and Prejudice. Journal of
    Experimental Social Psychology 48 (1) (January): 207–212. URL:
    http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0022103111001806
  • Источник: http://psypress.ru/articles/