• Оптимистические иллюзии, или почему не нужно учиться мыслить позитивно

    Психолог и президент Американской психологической ассоциации Мартин Селигман из Пенсильванского университета со своими коллегами рассуждает в статье о пользе и вреде оптимизма. Также портал новостей knife. [Читать далее…]

  • Технология мысли


    Александр Каплан, доктор биологических наук и психофизиолог на
    биологическом факультете МГУ, раскрывает в своем исследовании на
    https://postnauka.ru 5 фактов о
    строении мозга человека, принципах его работы и уникальных функциях. [Читать далее…]

  • Психология выбора


    Известный экзистенциальный психолог С. Мадди пишет о проблеме
    выбора. Он отмечает, что всякий раз, когда мы встаем перед необходимостью
    выбирать, мы должны помнить, что на самом деле перед нами всегда всего два
    варианта выбора. Выбор в пользу прошлого – или выбор в пользу будущего.

    Выбор в пользу прошлого. Это выбор в пользу привычного и
    знакомого. В пользу того, что уже было в нашей жизни. Выбирая прошлое, мы
    выбираем стабильность и знакомые пути, сохраняем уверенность в том, что
    завтрашний день будет похож на сегодняшний. Не нужно никаких перемен и никаких
    усилий. Все вершины уже достигнуты, можно почивать на лаврах. Или, как вариант
    – нам плохо и трудно. Но хотя бы знакомо и привычно. И кто знает, может, в
    будущем, будет еще хуже.

    Выбор в пользу будущего. Выбирая будущее, мы выбираем
    тревогу. Неизвестность и непредсказуемость. Потому что будущее – настоящее
    будущее – невозможно предсказать. Будущее невозможно предвидеть и предсказать,
    но возможно планировать. Однако нередко планирование будущего – это
    планирование бесконечного повторения настоящего. Нет, настоящее будущее – это
    неизвестность. Поэтому этот выбор лишает нас покоя, и беспокойство поселяется в
    душе. Но развитие и рост лежат только в будущем. В прошлом его нет, прошлое уже
    было и может только повторяться. Другим оно уже не будет.

    Тяжесть выбора определяется также и ценой, которую мы должны
    заплатить за его реализацию. Цена – это то, чем мы готовы пожертвовать ради
    того, что наш выбор был реализован. Выбор без готовности платить цену –
    импульсивность и готовность принять роль жертвы. Жертва принимает решения, но,
    столкнувшись с необходимостью платить по счетам, начинает жаловаться. И искать
    то, на кого бы свалить ответственность. «Мне плохо, мне тяжело, мне больно» —
    нет, это не слова жертвы, это просто констатация факта. «Если бы я знал, что
    будет так трудно.» — Жертва может начинаться с этих слов. Когда начинаешь
    понимать, что, принимая решение, не думал о его цене. Один из важнейших
    вопросов жизни – «а стоит ли оно того». Цена альтруизма – забвение себя. Цена
    эгоизма – одиночество. Цена стремления быть всегда для всех хорошим – нередко
    болезнь и гнев на себя.

    Одним из тяжелых последствий выбора является то, что на
    каждое «да» всегда приходится «нет». Выбирая одну альтернативу, мы закрываем
    перед собой другую. Мы приносим одни возможности в жертву другим. И чем больше
    возможностей – тем тяжелее нам приходится. Наличие альтернатив нас иногда
    буквально разрывает на части. «Надо» и «хочу». «Хочу» и «хочу». «Надо» и
    «надо». Пытаясь разрешить этот конфликт, мы можем прибегнуть к различным
    уловкам.

    Выбирать бывает тяжело, но отказ от принятия решения влечет
    за собой гораздо более тяжелые последствия. Это так называемая экзистенциальная
    вина. Вина перед самим собой на неиспользованные в прошлом возможности.
    Экзистенциальная вина – ощущение предательства самого себя. И от этой боли мы
    тоже можем прятаться. Например, громко заявлять, что я никогда ни о чем не
    жалею. Что все прошлое я отбрасываю назад, без сомнений и оглядки. Но это –
    иллюзия. Наше прошлое невозможно отцепить и отбросить назад.

    Источник:
    https://4brain.ru/

    Источник: http://psypress.ru/articles/

  • Жзнь современного поколения молодых людей


    В журнале «Time» опубликована статья, которая
    описывает отношение к жизни у современного поколения молодых людей. [Читать далее…]

  • Малыши любят победителей, но какова цена их победы?


    Согласно исследованию ученых
    из Массачусетского технологического института и Гарварда, опубликованному
    на портале https://www.npr.org, всем нравятся победители — даже
    малышам. Но, несмотря на то, что дети любят людей с высоким статусом, им
    не нравятся те, кто выигрывает конфликты, используя силу. «Кажется, малыши
    заботятся о том, кто победит, но они также заботятся о том, как побеждают», —
    говорит Эшли Томас ,
    исследователь в области когнитивного развития.

    В последние годы ученые проводили эксперименты, чтобы
    показать, что дети не только замечают социальные взаимодействия, происходящие
    вокруг них, но и активно их оценивают.

    Чтобы попытаться выяснить, как размышляют малыши, Томас и
    его коллеги вместе с детьми в возрасте 2-3 лет были на кукольных спектаклях.
    Там одна кукла несколько раз пересекала сцену, справа налево. Затем другая
    пересекла сцену слева направо. После этого наступил конфликт: две куклы
    столкнулись посередине, блокируя друг друга. В итоге было две ситуации: сначала
    одна из марионеток поклонилась и ушла с дороги, потом вторая оттолкнула
    другую и прошла. Томас задался вопросом, понимали ли малыши понятие
    социального статуса. Ведь взрослым часто бывают в ситуациях, где участвуют
    люди разного ранга и престижа, и может быть полезно иметь друзей на высоких
    местах.

    После шоу марионетки дали малышам и спросили, какая им
    нравится. Малыши предпочитали марионетку, которая «выиграла», потому что
    другая уступила дорогу и поклонилась.  Но им не понравилось, что
    «победитель» толкнул другую марионетку. В итоге малыши переключили свое
    предпочтение на неудачника.

    Исследования показали, дети в первый год жизни понимают, что
    некоторые люди, которые физически больше или же происходят из более
    сильных социальных групп, склонны побеждать в социальных конфликтах.
    Исследования, проведенные в детских садах, показали, что социальные иерархии
    формируются среди малышей в возрасте 18 месяцев. Исследование доказывает,
    что дети предпочитают людей с высоким социальным статусом.

    «Это совершенно уникальное открытие в науке и, я думаю,
    действительно похоже на то, что делают взрослые, — насколько мы склонны любить
    знаменитостей и богатых людей и тех, кому предоставлен статус по разным
    причинам», — пишут исследователи, «Это говорит о том, что такой процесс
    начинается уже к концу второго года жизни».

    «Недостаточно просто иметь высокий статус», — отмечают
    исследователи. «Похоже, вы не должны были добиваться его недостойными
    способами».

    Читать подробнее в оригинале:

    https://www.npr.org/sections/health-shots/2018/08/27/641403338/toddlers-like-winners-but-how-they-win-matters

    Источник:
    https://www.npr.org/

    Источник: http://psypress.ru/articles/