• О мифах, которые нужно преодолеть родителю ребенка с инвалидностью


    Юлия Рязанова, учитель русского
    языка и литературного чтения, методист уникальной i-школы, где могут учиться и
    счастливо расти неизлечимо больные дети, — о мифах, которые нужно преодолеть
    родителю ребенка с инвалидностью прежде, чем записать малыша в их необычную
    школу.

    Наша i-школа единственная в своём роде. Она начала работать
    в 2004 году как школа. До этого была в системе дополнительного образования и
    существовала только в дистанционном варианте. Наша школа существовала только
    лишь в сети, у неё даже здания своего не было. То есть были дети-инвалиды,
    которые сидели по домам и непонятным образом «обучались», в лучшем случае
    восемь часов в неделю. Задача у нас была в том, чтобы детей-инвалидов вытащить
    за пределы четырёх стен, чтобы дать им возможность социализации. А раз ребёнок
    не может прийти куда-то ногами, значит, мы придём к нему через сеть. Со
    временем ребятишек стало довольно много – а на тот момент, в 2003 году, мы
    работали только по электронной почте, больше не было ничего вообще, потому что
    у нас не было своих денег, а с инвалидов мы их брать не хотели и не могли. Это
    был почти волонтёрский проект – не было нормативных документов, не было
    прецедента, на который можно было бы равняться. Департамент образования Москвы,
    конечно, выдавал деньги – но только на зарплаты педагогам, технику и
    интернет.

    В сентябре 2004 года школа получила здание, дети стали сюда
    приезжать. Практика устоялась, появились учебные курсы, учителя и дети стали
    приходить по расписанию. Мы выполняли госзаказ – нашей задачей было давать
    детям образование качественное  и соответствующее состоянию ребёнка. А как
    это сделать, когда ребёнок по большей части находится в больнице или просто не
    может доехать до школы? Сейчас практика такова: есть дети, которые по разным
    причинам занимаются в основном дистанционно, а есть дети, которые приезжают в
    основном очно (к последней категории относятся дети с нарушением по части
    психиатрии, дистанционное воздействие там бессильно). В нашем подразделении
    дети учатся смешанным образом: три дня очно и два дистанционно. Иногда учителя
    подключают дистанционных детей на уроки с очными детьми – делают трансляции.
    Это же справедливо и для музыкальных школьных концертов – дети могут сыграть на
    концерте через трансляцию. Пока не очень получается сделать дистанционный
    театр, но театр — это в принципе очень специфическая вещь, так что мы не
    расстраиваемся.

    Жизнь ребёнка не должна быть
    прозябанием


    Наш педагогический коллектив — это учителя-подвижники. К нам
    ведь не приходят просто так. Наши педагоги или сами имеют сложных детей, или в
    какой-то ещё форме сталкивались с трудностями. У меня у самой дочка здесь
    учится. Наши учителя понимают, что человеческая жизнь — это насыщенная жизнь.
    Что жизнь ребёнка не должна быть прозябанием. Это сложная работа, но те, кто к
    нам приходит, остаются у нас надолго. Конечно, личные устремления – это ещё не
    всё. Наши учителя проходят курсы повышения квалификации, связанные с
    дефектологией. Почти все имеют специальность олигофренопедагога. Кроме того, мы
    довольно часто выходим за пределы школы, ездим по выставкам, семинарам, у нас
    есть психологическая служба. Ну и мы просто много учимся на месте. Например, у
    нас потрясающий учитель рисования, который придумал свою собственную методику.
    У него есть концепция, которая говорит о том, что любая линия – след тела на
    бумаге. И он придумал, как свою философию и методику воспроизвести для
    дистанционного обучения.

    Надо сказать, что, когда к нам приходят специалисты –
    логопеды, дефектологи, психологи – мы замечаем, что учителя, которые не
    подозревают о некоторых ограничениях детей, о которых знает логопед и
    дефектолог, зачастую учат даже лучше. Потому что этим знанием, возможно, не
    стоит так уж обременяться, оно часто мешает давать ребёнку полный спектр знаний
    и ограничивает работу педагога. Это мы видели уже много раз. Иногда полезно не
    догадываться о том, что ребёнок чего-то не может.

    Мы считаем, что у нас довольно широкая инклюзивная среда,
    ведь у нас не видовая школа. Однако полностью здоровые ребята у нас не учатся.
    Понимаете, в чём дело – это вопрос пропорций. Когда больной ребёнок включается
    в коллектив детей, где преимущественно здоровые дети, здоровых в коллективе
    должно быть больше, только тогда возникает полезная среда с сопровождением и
    поддержкой. А у нас ситуация другая – наши дети преимущественно больные.
    Поэтому помещать к нам одного-двух здоровых детей было бы неправильно. Наша
    инклюзия заключается в том, что в нашей школе в одном коллективе находятся дети
    с разными нарушениями. Ведь инклюзия – это когда каждый, независимо от
    особенностей, включается в полноценный процесс обучения. Наши педагоги способны
    работать с разными видами нарушений. Ведь надо понимать – тот, кто работает с
    ребятами, у которых нарушения одного вида, довольно быстро выгорает. Мы, как ни
    крути, всё равно работаем со сложностями, но и переключаться с одной сложности
    на другую очень полезно. Интеллектуальное напряжение, которое совершают
    педагоги, позволяет им постоянно быть в тонусе.

    Преодолеть мифы и учиться 

    Чтобы к нам попасть, ребёнку нужно просто иметь справку об
    инвалидности и записаться на консилиум в нашей школе, который даст рекомендацию
    о том, насколько ребёнку подходит именно наша форма обучения. На консилиуме у
    нас сидит расширенный состав, и мы сразу прикидываем, в какой группе ребёнку
    будет удобнее, чтобы он потерял меньше времени на адаптацию. Поэтому консилиум
    очень важен.

    Чтобы записать к нам ребенка, родитель должен преодолеть
    некоторые мифы.

    1. Считается, что после школы ребёнок должен пойти в вуз, и,
    желательно, в самый лучший. Все родители очень сильно этого хотят. А я считаю,
    что есть много людей, которые не имеют высшего образования, но живут спокойнее,
    лучше и богаче. Я не хочу сказать, что высшее образование нужно не всем. Я хочу
    сказать, что дорог в жизни гораздо больше и они куда разнообразнее, чем мы
    представляем.

    2. Отношение к ребенку не должно определяться через
    выставляемые оценки. Такая установка часто бывает и у родителей здоровых детей.
    Важно понимать, что продукт, который человек выдаёт в данный конкретный момент,
    не стоит с ним отождествлять. Человек гораздо шире, чем та оценка, которую он
    вдруг принёс. Мужчина поднимет сто килограмм, а я не подниму и пяти, даже если
    мы оба будем долго тренироваться. Значит ли это, что он хороший ученик, а я
    нет? Конечно, не значит.

    3. И ещё один миф, который сильно мешает людям, – миф о том,
    что, если ты пришёл в школу, то обязательно будешь со всеми дружить. Школьная и
    дворовая дружба – не самая обязательная и безусловная. Наши родители
    удивляются, почему одни дети не хотят дружить с другими. Но дети не обязаны
    подходить друг к другу по характеру, ценностям, темпераменту! Всё интереснее и
    сложнее.

    4. Иногда наши родители говорят: «Я сам решу, осваивает мой
    ребёнок программу или нет». Или, бывает, приходят родители больного ребёнка и
    требуют тридцать шесть часов обучения в неделю. А ребёнок этого не выдерживает!
    Не справляется, ему тяжело. А родитель говорит «А я лучше знаю, имею право». И
    тут учителя начинают напрягаться. Простого решения здесь нет, это сфера такая.
    Учителям, безусловно, нужна крепкая мотивация. Радует, что ситуация с
    заработной платой в последнее время улучшилось, это привлекает к нам людей.
    Если вы пройдёте по нашей школе – увидите много молодых мужчин-педагогов, это
    ведь не просто так. Это говорит о благополучии школы.

     

    Источник: http://psypress.ru/articles/

  • Большинство людей — завистники?



    Столкнувшись с трудной социальной дилеммой
    , большинство
    людей выбирают одну из четырех схем действия: реагируют пессимистично,
    оптимистично, завидуют или доверяют. Группа завистников — самая многочисленная,
    к ней относится треть опрошенных. [Читать далее…]

  • Дофамин влияет на привязанность матери к ребенку

    Американские ученые обнаружили, что за
    привязанность матери к ребенку отвечают дофаминергические нейроны в структурах
    мозга, отвечающих за социальные взаимодействия
    . Результаты
    работы опубликованы в журнале Proceedings of the National
    Academy of Sciences
    .

    Эмоциональная связь матери и ребенка играет ключевую роль
    в умственном и физическом развитии, влияющем на здоровье в последующей жизни.
    Исследования на животных показали, что привязанность самки к своему
    потомству зависит от действия дофамина и окситоцина на прилежащее ядро,
    миндалину и медиальную префронтальную кору, которые объединены в единую
    медиальную сеть миндалины
    . Работы с использованием фМРТ показывали,
    что аналогичные отделы мозга активируются при контакте с ребенком и у женщин,
    однако биохимические механизмы этого процесса изучены не были.

    Чтобы разобраться в них, сотрудники Гарвардского,
    Йельского и бостонского Северо-западного университетов пригласили для участия в
    исследовании 19 женщин в возрасте от 21 до 42 лет с детьми в возрасте от
    четырех месяцев до двух лет. Общение матерей с детьми дома сняли на видео,
    чтобы оценить, насколько они привязаны друг к другу. В частности, ученые
    регистрировали их вокальную синхронизацию (насколько часто мать и ребенок
    синхронизировали свои голоса в двухминутном интервале) и сонастроенность
    (насколько часто за две минуты ребенок демонстрировал позитивную настроенность
    при звуках материнского голоса).

    После этого женщинам давали просматривать видеозаписи их
    потомков и чужих детей сопоставимого возраста, одновременно регистрируя
    функциональные изменения в мозге комбинированным сканером ПЭТ-фМРТ. Это
    позволило одновременно оценивать активацию отделов мозга по изменению кровотока
    и обмен дофамина по связыванию антагониста D2-рецепторов раклоприда, меченого
    радиоактивным атомом углерода-11, с этими рецепторами. 

    По результатам поведенческого анализа женщин разделили на
    группы с высокими и низкими синхронизацией и сонастроенностью с ребенком.
    Исследование методом ПЭТ-фМРТ показало, что просмотр видеозаписей детей
    вызывает активацию и дофаминергический ответ правой медиальной сети миндалины,
    которая отвечает за социализацию. При этом разница между подобными реакциями на
    своего и чужого ребенка выражена гораздо сильнее у матерей с высокой
    синхронизацией, чем с низкой. Уровень сонастроенности, в свою очередь, оказался
    четко связан с числом и силой нейрональных связей в медиальной сети миндалины.
    Подобные закономерности прослеживались независимо от возраста женщин и
    детей.

    «Матери, у которых выделяется больше дофамина,
    более склонны оптимально заботиться о детях, более чувствительны к их нуждам и
    лучше адаптируют свое поведение к удовлетворению этих нужд»,

    — пояснила ведущий автор работы Шир Ациль (Shir Atzil). 

    Ранее ученые выяснили, что из-за
    функциональной асимметрии полушарий мозга самки многих млекопитающих
    предпочитают держать детенышей с левой стороны от себя, поскольку так они лучше
    контролируют ситуацию. Также было показано, что язык, на котором говорит
    мать, оказывает влияние на звучание детского плача
    уже с первых минут после рождения, а звук материнского
    голоса активирует ряд отделов мозга ребенка сильнее,
    чем другие голоса.

    Источник: Proceedings of the National
    Academy of Sciences

    Источник: http://psypress.ru/articles/

  • Почему молодежь всегда аморальна



    Российские ученые из Института психологии РАН изучили,
    как пол, возраст и культура человека влияют на его моральные
    принципы и суждения, и выяснили, почему пожилые люди всегда считают
    молодежь аморальной.

    «Для нас было важно посмотреть, насколько сильно
    различаются моральные оценки у разных групп людей, и с чем это может
    быть связано. Мы показали, что некоторые моральные принципы действительно
    довольно сходно применяются людьми из разных социокультурных
    групп», — рассказывает Карина Арутюнова из Института
    психологии РАН в Москве, чьи слова приводит пресс-служба Российского
    научного фонда.

    Как рассказывает Арутюнова, ее группа изучала то,
    как люди оценивают действия с точки зрения морали. С самого раннего
    детства человек усваивает социальные нормы и правила, принятые в его
    культуре, которые разделяют действия и поступки на допустимые
    и недопустимые, «хорошие» и «плохие».

    Некоторые философы и ученые считают, что помимо
    подобной «приобретенной», релятивистской формы морали, существуют некоторые
    абсолютные моральные принципы, которые являются частью биологической природы
    человека и которые применяются людьми из разных культур
    и социальных групп в довольно сходной форме.

    Преступление и наказание

    Российские психологи и их американский коллега Марк
    Хойзер попытались выяснить, так ли это на самом деле. Для этого они
    объединили усилия с Гарвардским университетом и провели ряд опросов
    среди жителей России, США, Канады и Великобритании.

    Все участники эксперимента должны были прочитать нескольких
    рассказов, в которых описывались моральные дилеммы. Все эти проблемы
    строились по общему принципу – в различных гипотетических ситуациях
    ученые предлагали участникам опытов сделать выбор – пожертвовать жизнью одного
    человека или совершить неприглядный поступок, но спасти жизни
    десятков других людей, или же спасти его, и обрести других жертв
    на смерть или мучения.

    Сравнение результатов показало, что между жителями всех этих
    стран есть некие общие черты, не зависящие от воспитания,
    образования, возраста, пола и других характеристик. К примеру, все мужчины
    и женщины считают, что причинение вреда действием менее допустимо, чем
    бездействие, ведущее к смерти других людей или тяжелым последствиям
    для их здоровья.

    Другой пример: ситуации, в которых человек спасает
    жизни и при этом нечаянно наносит вред кому-то еще, оказались более
    приемлемыми с моральной точки зрения для россиян, британцев,
    американцев и канадцев, чем те случаи, в которых вред наносился
    умышленно, в качестве средства спасения других людей. Все люди одинаково
    плохо относились к «прямому» нанесению вреда, и более позитивно —
    к непрямому причинению ущерба здоровью или имуществу.

    Эх, молодежь…

    Тем не менее, оказалось, что существуют и различия
    между разными группами людей. К примеру, мужчины из всех четырех стран
    предпочитали спасать жизни пяти людей ценой жертвы одного человека, тогда
    как женщины не были готовы на подобные аморальные поступки. Что
    интересно, мужчины из России были в этом отношении менее утилитарны,
    чем британцы, канадцы и американцы, и чаще соглашались
    с женщинами и спасали жизнь одного «утопающего», чем группу
    из пяти других людей.

    И наконец, российские психологи, вероятно, нашли причину
    того, почему молодое поколение всегда выглядит аморальным в глазах пожилых
    людей – оказалось, что люди в возрасте чаще принимали «моральное» решение,
    спасая жизнь одного человека, а юноши и девушки чаще принимали
    решение пожертвовать им ради спасения большего числа жизней. Подобные различия,
    как отмечают ученые, были очень ярко выражены среди россиян, а среди
    жителей западных стран они были менее заметны, особенно при сравнении
    подростков и людей в возрасте.

    Почему это так происходит, ученые пока не знают,
    но они предполагают, что эти различия в «моральности» между поколениями
    могут быть связаны с культурными сдвигами, произошедшими в последние
    годы, и возрастными изменениями в том, как человек воспринимает
    и вырабатывает эмоции.

    Наличие как общих, так и различающихся моральных
    принципов у россиян и жителей западных стран, по мнению
    Арутюновой и ее коллег, говорит о том, что некая форма абсолютной
    морали может существовать, однако ее наполнение может заметно меняться
    от одной группы людей к другой.

    Источник: РИА Новости

    Источник: http://psypress.ru/articles/

  • Нечестность — спутник творчества


    Психологи выяснили: тот, кто соврал,
    отчитываясь о своих личных успехах по итогам одного эксперимента, к следующему
    заданию подойдёт более творчески, ибо уже не чувствует себя связанным
    правилами.
    «Принцип «Правила создаются, чтобы их нарушать»
    одновременно лежит в основе креативности и нечестности», — поясняет ведущий
    автор исследования Франческа Джино из Гарвардской бизнес-школы
    (США).

    Вместе со Скоттом Уилтермутом из
    Южно-Калифорнийского университета (США) она разработала ряд
    экспериментов, которые позволяли лгать, а иногда и поощряли к
    обману.

    Например, в ходе первого опыта вниманию его участников
    предлагали несколько числовых матриц. Задача состояла в том, чтобы найти два
    числа, которых не хватало до десяти. Добровольцев просили решить как можно
    больше матриц и потом отчитаться. Тем самым испытуемые получали возможность
    схитрить, ибо они не знали, что за ними наблюдают.

    Второй эксперимент как будто никак не был связан с
    предыдущим: давали три слова (например, «боль», «плечо», «пот»), и надо было
    подобрать четвёртое, связанное со всеми тремя. Это стандартный метод измерения
    способности к творческому мышлению.

    Оказалось, что почти 59% участников по результатам первого эксперимента
    попытались надуть исследователей. Однако именно обманщикам удалось впоследствии
    лучше всего справиться с игрой в ассоциации.

    В прошлый раз г-жа Джино изучала связь между ложью и креативностью с другой
    стороны. Ей удалось показать, что, если поощрить нестандартное мышление,
    человек окажется более склонным к неэтичному поведению. Складывалось
    впечатление, что развитие творческих способностей может нанести вред
    нравственному облику индивида. Но выясняется, что обратная
    причинно-следственная связь тоже верна. Скорее всего, дело в стремлении к
    оригинальности, желании выйти за установленные рамки, которое проявляется то
    так, то этак.

    Может быть, здесь кроется ответ на вопрос, который давно озадачивает
    учёных
    : почему в ходе общественной эволюции обманщики до сих пор не
    исчезли. Вероятно, лгуны могут не только хорошо устроиться, но и принести
    пользу обществу благодаря своей творческой жилке. Поэтому, наверное, на их
    шалости часто закрывают глаза.

    Справедливо и то, что современное общество поощряет креативное поведение и
    тем самым плодит обманщиков.

    Источник: Psychological Science

    Источник: http://psypress.ru/articles/